В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1
(ред. от 31.12.2017) «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является:

- соблюдение прав и свобод человека и гражданина в данной сфере;

- соблюдение установленного порядка разрешения заявле­ний и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;

- законность выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования;

- законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;

- соблюдение прав человека и гражданина на неприкосно­венность частной жизни, личную и семейную тайну;

- соблюдение прав на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

Официальное понятие оперативно-розыскной деятельности дано в ст.1 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» - это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то указанным федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственно­сти, обеспечения безопасности общества и государства от пре­ступных посягательств.

 Одним из основных признаков оперативно-розыскной деятельности является ее негласный, секретный характер. Негласный характер оперативно-розыскной деятельности является неизбежной необхо­димостью в борьбе с преступностью. Часть сведений об оперативно-розыскной деятельности составляет государственную тайну, в связи с чем, уполномоченным проку­рорам оформляется в установленном порядке соответствующий допуск, являющийся формальным основанием для ознакомления с оперативно-служебными документами.

Прокурор, осуществляющий надзор в данной сфере, следит за тем, чтобы органы, осуществляющие оперативно-розыскную де­ятельность, не выходили за пределы своих полномочий.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об опера­тивно-розыскной деятельности» на территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную дея­тельность предоставляется оперативным подразделениям ор­ганов внутренних дел РФ, органов Федеральной службы безо­пасности РФ, Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, таможенных органов, Службы внешней разведки РФ, Федераль­ной службы исполнения наказаний.

Деятельность прокуроров направлена на выполнение задач оперативно-розыскной деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных и розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда либо уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, а также розыску без вести пропавших граждан.

Содержание оперативно-розыскной деятельности составляют оперативно-розыскные мероприятия, которые проводят органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Успешное раскрытие преступлений зависит от хорошо спланированных и проведенных оперативно-розыскных мероприятий. Оператив­но-розыскные мероприятия, проведенные с нарушением закона, могут привести к тому, что виновные лица не будут привлечены к ответственности, а доказательства могут быть утрачены.  

В связи с этим, задачей прокурорского надзора является предупреждение фактов проведения оперативно-розыс­кных мероприятий, которые не предусмотрены законом, и осу­ществление надзора за тем, чтобы оперативно-розыскные органы не выходили за рамки своей компетенции.

Предварительное расследование представляет собой поря­док раскрытия следователем, органом дознания и дознавателем преступления до суда и заключается в принятии преду­смотренных законом мер к установлению события преступле­ния, лиц, которые виновны в совершении преступления, и к их наказанию. Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия является важной гарантией правильного применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Кроме того, задачей прокурорского надзора за исполнением законов орга­нами дознания и предварительного следствия, а также осуществляющих ОРД является: а) своевременное принятие предусмотренных законом мер к устранению нарушений закона; б) принятие мер, которые направлены на выполнение органами дознания и предварительного следствия требований закона о быстром и полном раскрытии преступлений, об изобличении виновных, о создании условий для справедливого на­казания каждого лица, совершившего преступление.

 

27.02.2018